Бюджет Твери неизбежно ждет крах? Почему в городской казне нет денег?

Мы уже не раз рассказывали о тяжелом финансовом положении бюджета города Твери. Настало время поговорить о том, что в этой ситуации ждет областной центр в самое ближайшее время. Мы будем основываться на данных из открытых источников, а также на тех прогнозах, которые дают сами представители городской администрации.

Итак, какова финансовая ситуация в городе Твери к настоящему моменту? На первый взгляд, кажется, что все не так уж и плохо. Доходная часть бюджета 2020 года с изменениями превышает 11 млрд рублей, а в самые тучные докризисные годы было всего лишь 7-8 млрд. Но к сожалению, большинство из этих средств — из вышестоящих бюджетов, пришедших на реализацию нацпроектов. Собственные доходы города сокращаются каждый год, дефицит бюджета максимальный, а муниципальный долг составляет 3 млрд. рублей.

Все эти цифры могут произвести впечатление, но лишь абстрактно. А вот когда финансовые «нестыковки» оборачиваются нехваткой средств на социальные нужды, то начинаешь понимать, какие проблемы они могут принести людям. Так и получилось в конце августа с выплатой заработной платы для работников образования. Мы рассказывали об этой ситуации нашим читателям: депутатам Тверской городской Думы пришлось выделять дополнительно 44 млн. рублей на эти нужды.

Проблема заключалась в том, что в текущем году произошло повышение МРОТ, а у города не было средств, чтобы выплатить повышенные зарплаты тем работникам образования, которые получают минимальный размер оплаты труда. Обычно эти затраты покрывались субсидиями из областного бюджета, но не в этот раз. А городской бюджет «сбалансирован» так, что найти дополнительную «копеечку» весьма затруднительно. Поэтому все выплаты с начала года шли из общего фонда заработной платы работников образования. Пока эти деньги не закончились совершенно.

В итоге 44 млн. пришлось выделять по принципу «по амбару помела, по сусекам поскребла». Но выделенных средств хватит лишь для того, чтобы закрыть долги за август, выплатить зарплату в сентябре и аванс в октябре. Дальше придется искать деньги по новой. Легко посчитать, что до конца года понадобится сумма почти в два раза больше уже выделенных 44 млн. рублей. Взять их негде. Разве что область «смилостивится» и выдаст городу долгожданную субсидию.

Но это лишь частная проблема, которая ярко подсвечивает ситуацию, но не дает ответа на вопрос, почему в городском бюджете нет денег. Как мы уже отмечали выше, собственные доходы бюджета (в текущем и прошлом году около 4 млрд. рублей) имеют долгосрочную тенденцию к снижению. В этом году «просели» все собственные доходы — и налоговые, и неналоговые. Например, на конец августа программа приватизации выполнена на 18%. Проблема тут заключается в том, что ликвидное имущество в основном уже продано или отдано безвозмездно, а коронавирусный кризис добивает и без того низкую экономическую активность малого среднего бизнеса, который выступает арендатором или покупателем муниципальной недвижимости.

Проблемы с выполнением доходной части настолько велики, что к концу года в бюджете города ожидается «дыра» в размере 700-800 млн. рублей. Закрыть ее нечем, подарков от вышестоящих бюджетов в таком размере не ожидается, а значит единственный источник денежных средств — это продолжение политики увеличения муниципального долга. 

Отдавать долги городу, понятное дело, нечем, но помимо этого есть и еще один неприятный факт: большие долги требуют и выплат больших процентов по ним. Например, текущий муниципальный долг требует ежегодного обслуживания почти в 200 млн. рублей. Такими темпами городу скоро будет нечем покрывать даже проценты по задолженностям. Это типичная картина долговой кабалы, из которой нет приемлемого выхода.

Правда, есть и хорошая новость: брать кредиты бесконечно не позволит Бюджетный кодекс. Согласно п. 5 ст. 107 БК РФ, объем муниципального долга не может превышать размер собственных доходов бюджета. Которые в Твери постоянно уменьшаются.

Получается настоящий тупик. Единственный источник выполнения расходной (и соответственно, доходной) части бюджета — это кредитные заимствования. Но сам их размер ограничен собственными доходами, т.е. 4 млрд. рублей, при этом достигнуть этого потолка город может еще в конце текущего года. После этого городу придется обслуживать возросший долг (под 250 млн. в год), а из-за снижения собственных доходов в 2021 году муниципальные власти могут получить «технический нокаут», поскольку долг начнет превышать «общий объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений«, как сказано в Бюджетном кодексе. В конце этой дорожки — дефолт по муниципальному долгу и введение внешнего управления городом. 

Есть ли какие-нибудь варианты для избежания подобного сценария? Да, есть возможность реструктуризации муниципального долга, механизм которого также прописан в БК РФ. Но это означает обращение в государственные органы, фактическое признание финансового банкротства и банкротства той самой безумной политики наращивания муниципального долга, которую городские чиновники вели все эти годы.

На одном из последних заседаний комитета по бюджету и налогов представители администрации назвали ситуацию с муниципальным долгом катастрофической. Значит ли это, что политика замалчивания проблем и «заметания» их «под коврик» закончилась? Позвольте в этом усомниться. С нашей точки зрения, муниципальным властям придется испить эту чашу до дна. Главное, чтобы жители Твери в самой меньшей степени пострадали от последствий этого финансового кризиса.


Похожие записи

Оставить комментарий